На акварели,  изображен вид на Неаполь с юга, со стороны акватории порта. Проанализировав застройку части города, открывающейся взору, можно достаточно точно определить время создания произведения. В центре, на холме, возвышается замок Св. Эльма, а чуть правее него – монастырь Св. Мартина. Склоны этого холма не застроены. Слева ведута ограничена укреплением замка Яйца (Castel dell’Ovo), который расположен на связанном с материком тонким перешейком маленьком овальном полуострове Мегариде. Это украшение, представляющее собой уже в XVIII в. руинированный лабиринт казематов и орудийных комнат, отделяет акваторию неаполитанского порта от Неаполитанского залива. Слева, вдали, за Мегаридой, виднеются еще незастроенные холмы предместья Кьяйя. В правой части ведуты можно видеть замыкающую ее группу строений. Среди них – здание Нового замка, укрепленное по углам башнями. Левее Нового замка – ряд низких казарм, перекрытых двускатными крышами, а правее Нового замка – невысокое здание Арсенала. Справа от Арсенала – мачты кораблей, пришвартованных у мола. На втором плане, над казармами, виднеется здание Королевского дворца. Все эти постройки уже отражены на подробных планах и рисунках, включенных в «Описание Неаполя и Сицилии» аббата Сен-Нона, изданное в 1781 г. В таком виде город оставался до первых лет XIX в. Затем возникли существенные изменения. С 1734 по 1799 Неаполем правили Бурбоны, а в 1799 он перешел под власть семьи Бонапартов, под которой и оставался до 1860. С воцарением Бонапартов резко меняется политическая обстановка и сразу же громогласно заявляет о себе новый стиль –имперский неоклассицизм. С самого начала XIX в. в Неаполе ведутся обширные строительные работы. Город активно развивается на Запад, в сторону предместья Кьяйя. На акварели видно, что здесь еще нет застроек (слева, вдали). В Неаполь прибывает тосканский архитектор Антонио Никколини. В 1810 г. им начата перестройка театра Сан Карло по заказу Иоахима Мюрата (правил Неаполем в 1808 -1815). Антонио Никколини строит Тондо Каподимоне. В 1837 архитекторы Леопольдо Лаперута и братья Джузеппе и Гаэтано Геновезе приступили к расширению Королевского дворца, в результате чего он принял сегодняший вид. На акварели он показан до перестройки.

 


Особо отметим, что на рисунке не изображен и купол церкви Сан Франческо ди Паола, возведенный Пьетро Бьянки в 1817–1846, который и ныне виден из акватории порта. Склоны холма, на котором возвышаются замок Св. Эльма и монастырь Св. Мартина, застраивались многими зданиями, да и сам монастырь Св. Мартина был существенно расширен. Решительно все эти градостроительные новшества, меняющие облик города, не нашли отражения в данной ведуте. Можно с полной категоричностью утверждать, что панорама Неаполя, открывающаяся со стороны акватории порта, могла быть именно такой только в самом конце XVIII или в первые годы XIX в. Как уже говорилось, из Путевого дневника Карла Фридриха Шинкеля явствует, что он находился в Неаполе между апрелем и июлем 1804. Конечно же, акварель была исполнена художником именно тогда, во время его первого путешествия по Италии. Предположение, что ведута написана во время второй итальянской поездки Шинкеля, т. е. в 1824, полностью исключается – к этому году город уже выглядел иначе.

В пейзаже, представленном на экспертизу, прекрасно передана атмосфера тихого вечера, когда розовые лучи заката нежно освещают море, небо, дальние холмы. Часть зданий высветлена заходящим солнцем, и они отбрасывают длинные, но все еще прозрачные тени. На некоторые строения падает уже только отраженный свет. Чудесная лагуна, овеянная мечтой! Талант мастера особо выразительно проявляется здесь в изображении архитектуры, увиденной издалека, а вернее, в создании цельного образа застройки города. Сюжет этой композиции – Неаполь в единстве с окружающей его природой.

Вид Неаполя, написанный Карлом Фридрихом Шинкелем в 1804, – превосходная акварель, имеющая помимо художественного еще и культурно-историческое значение.
 

 назад  

Яндекс цитирования

 

Hosted by uCoz